1.
Как-то раз Кларе Юхас - доброй, черноглазой, еще не старой хоббитанке, - пришла в голову идея съездить с сыном на денек в Бри. Рома совсем недавно окончил школу с вполне приличным аттестатом, и Кларе захотелось доставить сыну эту маленькую радость. Большее вряд ли она могла бы себе позволить: особого достатка у них в семье не было, - разве разбогатеешь на должности фельдшера хоббитонской больницы для детей?
К тому же три года назад Арни Юхас, муж Клары и отец Ромы, возвращаясь с шахт Белого Камня, попал в засаду к каким-то разбойникам и был ими зарезан. Бандиты думали, что он несет золото – слухи о найденной в горах жиле бередили горячие головы искателей легкой добычи по всей округе, но шахты хорошо охранялись, поэтому разбойники нападали на возвращающихся оттуда одиноких хоббитов и грабили несчастных. У прораба Арни не было золота, но бандиты, раздев догола и обыскав его, пришли в такую ярость, что изуверски зарезали несчастного, бросив голое тело в луже крови на дороге…
Горе сначала оглушило, просто парализовало Клару и Рому, а потом они прижались друг к другу теснее, и, - ничего не поделаешь, - зажили дальше. Может быть, несчастье помогло, а, может, так и должно было быть, но нить сердечного доверия и взаимной заботы с того времени стала толщиной с якорную цепь, навечно связав маму с сыном.
Сам же Рома - курносый, со всё еще мальчишески-угловатой фигурой, паренек, - рос самым обычным, хорошим хоббитом. Как и его товарищи по школе, он любил молодежную музыку, вечерами пропадал на танцульках, иногда, - тайком от мамы, не переносившую этого! - покуривал самодельную из кукурузного початка, трубку и пил пиво. Но, как-то раз, где-то лет в тринадцать, увлекся с головой новомодной, совсем недавно завезенной в Шир каким-то бродячим харадримцем борьбой самбо, стал посещать секцию и даже завоевал почетный приз на городских соревнованиях. Характером Рома был весь в покойного отца: бациллы циничной жестокости, хамства, бездушного нахрапистого эгоизма пока не смогли пробить щит его души, называемый «порядочностью», и Клара молилась Святейшему Эрру, чтобы так было всегда…
~ Сядем вечером на дилижанс, одна ночка – и утром будем в Бри. Погода сейчас хорошая, дождей не обещают, - делилась Клара своими планами, наливая Роме чашку яблочного компота. - Погуляем по городу, ты в Бри еще не бывал, побудем хоть денек вместе, без суеты и забот, а то ведь то у меня работа, то у тебя учеба, вот и остается только «спокойной ночи, мама» - «спокойной ночи, сын»…
~ А почему не в Минас-Тирит? - пошутил Рома. - Я так бы хотел посмотреть на возносящуюся в небо Белую башню и Мемориал Павших Героев… Что, не хватает пары пятерок в аттестате?
~ Нет, пары сот крон! - поддержала игру Клара.
~ Мамуля, ну, конечно, поедем! Я обеими руками «за», - и сын по-мужски обнял мать за плечи.
Поручив Роме сбор вещей, Клара после работы пошла на станцию и купила билеты. Вечером они уже были в дилижансе, до Бри доехали без приключений. Погода, действительно, установилась просто чудная: небольшие облака, как игрушечные, висели в воздухе, солнце лениво обволакивало городские стены и крыши тягучим, как мед, теплом.
Клара и Рома вдоволь погуляли по узким улочкам старого города, то и дело заглядывая в магазинчики и дворы, а, поднявшись на холм, полюбовались оттуда серым маревом штиля. Потом пообедали в знаменитом на всю округу «Гарцующем пони», осмотрев перед этим отделенный красными, шелковыми шнурами тот самый стол, где сидела Великая Четверка хоббитов, и угол, нарочно с приглушенным светом, откуда за ними наблюдал Бродяжник. Хозяин, подавая пиво в больших глинянных кружках, утверждал, что и комнату, снятую славными героями Средиземья он хранит в чистоте и образцовом порядке, никому ее не сдавая. Вход туда стоил дороговато, поэтому Клара с Ромой решили не ходить…
Отдохнув вместо этого в парке, наши хоббиты отправились на станцию купить билеты на обратный дилижанс. И тут Клара обнаружила, что у нее пропал кошелек! Волнуясь, она стала суетливо искать его в сумочке и за поясом, потом, поставив Рому караулить, вошла в какую-то подворотню, там задрала юбки и стала искать под ними, но - увы! - кошелек словно сквозь землю провалился…
Клара очень расстроилась, чуть не заплакала, - ведь в Бри ни родных, ни знакомых у нее не было, а без денег ни в одну гостиницу не пустят, разве что в ночлежку для бездомных. Узнав о пропаже, Рома тоже начал рыться в карманах, переворошил с ног на голову единственную сумку, с которой хоббиты отправились в путешествие.
В итоге, денег набралось ровно на один билет. Как же добраться до родного Хоббитона?
~ Ну, что, мать, бросим жребий: кто поедет, а кто пойдет пешком? - стараясь казаться бодрым, пошутил Рома. И вдруг ему в голову пришла, казалось, спасительная идея: - Ничего страшного. Один-то билет у нас есть. Значит, мы можем оба войти в дилижанс: один, как отъезжающий, второй – типа как провожатый, а на месте что-нибудь придумаем…
Идея показалась Кларе более чем зыбкой, но ничего другого она предложить не могла, и потому согласилась.
конец первой части