Летопись первая
В начале была мечта. Мечта десятилетнего мальчика-атланта по имени Басс, сына рыбака. Он жил как все дети и со временем сам должен был бы стать рыбаком и иметь своих сыновей, а пока что ему очень хотелось играть.
Басс мечтал об игрушках, какие есть только у детей знатных атлантов – матрешках и петрушках, слонах и оловянных солдатиках, мячиках и заводных лягушках... Но сыну рыбака приходилось играть только обломками досок, изображающих лодки, ржавыми гвоздями, изображающими команды, черепичными осколками и высохшими селедочными хвостами… Это было очень обидно, Бассу больше всего на свете хотелось НАСТОЯЩИХ игрушек!
Однажды утром он пошел погулять; был большой храмовый праздник, и делать было совершенно нечего. Но вот, - нежданно-негаданно, - прямо к ногам мальчика с неба упал метеор, вызвав страшный удар грома, ослепительную вспышку, похожую на сотню молний, а потом – непроглядную тьму. Когда же Басс очнулся, он осторожно заглянул в пышущую жаром яму из стеклянистого, спекшегося песка, но не убежал, а словно движимый некой высшей силой, полез в неё. На дне, сквозь шлак и черную корку, пунцово пылал совершенно круглый, живой камень, полный тягучего, как мед, жидкого огня. Мальчик извлек «Камень Судьбы» (как он назвал сердцевину метеора) из разбитой, оплавившейся раковины, и когда бордовый свет проник в него, - сын рыбака ощущал это всей кожей, всеми частями своего десятилетнего тела, - Басс стал богом!
И был счастлив. Глупец! Он не знал, как это ужасно – быть богом. Он был слишком молод, слишком неопытен, для того, чтобы быть богом… Ведь Басс был ребенком, и не подозревал, что пройдут тысячелетия, а он все еще останется ребенком, играющим в игрушки. Мальчик, который никогда не вырастет. Мальчик, который хочет играть с другими мальчиками, но не может. Мальчик, желающий стать взрослым, отрастить бороду, иметь мужской голос, найти любовь женщин... несчастный, несчастный бессмертный Басс.
Летопись вторая
Басс скитался по допотопной земле, неся на груди Камень. Время от времени он правил несколько столетий как живой бог-владыка, но всегда случалось так, что народ уставал от него и восставал, свергая иго вечного ребенка. Люди ненавидели его за то, что Басс жил вечно и не старился; мужчину они приняли бы, но не мальчика! Всего хуже было то, что с течением времени мозг и сердце сына рыбака выросли своей мудростью, какую он получил от прожитого, настолько выше людского разума, что ему было очень трудно просто говорить с людьми, - все равно что с мышами или воробьями. Но тело не взрослело – и для развлечения взрослых Басс оставался слишком юн: он не мог любить женщин или мужчин, не мог пить и есть, как взрослый, не мог сам вести воины, не наслаждался путешествиями и победами…
Взбунтовавшиеся люди изгоняли Басса, и тогда он, пользуясь неиссякаемой силой Камня Судьбы, уничтожал их. От стран и городов повстанцев оставались выжженные пустыни – Басс как никто другой лучше знал откуда на лике земли взялись пустыня Гоби, Мертвое море, Ангкора, джунгли Юкатана и несколько тихоокеанских архипелагов крошечных островов – вершины гор уничтоженных им континентов. Чем больше люди боялись Басса, тем сильнее ненавидели, и, в конце концов, тысячелетний мальчик остался один – никто никогда не был более одиноким, чем он…
Летопись третия
И тогда Басс решил отречься от этого мира, оставить его, предоставив Землю и землян их собственной судьбе. С помощью Камня Судьбы он создал силовое поле, вместившее его самого, и перенесся через космос, - с третьей планеты на десятую, безымянную, неоткрытую людьми. Силою разума и бездонной энергией Камня мальчик-бог закрыл бреши в коре планеты, наполнил атмосферой и водой шарообразную полость внутри, затем поднял сушу и отделил ее от воды. В заключение он запустил «солнце» и три «луны» в небо под самым каменным сводом. Таким образом, Басс построил мир в сердце мертвой планеты, мир, где его должны были любить, почитать и поклоняться!
Сделав это, сын рыбака-атланта населил получившиеся земли, океан и воздух, создав рыб, птиц, животных и три разумных народа: людей, дворфов и демонов, мудро распределив их на создавшихся континентах. Несколько тысячелетий он забавлялся ими, как игрушками: стравливал в битвах и учил растить пшеницу, строил им дома и подарил огонь для сожжения городов, извлек из земли металл и надоумил изготовить мечи вместе с плугами, приучал для своих созданий собак с лошадьми и напускал болезни. Десятилетний мальчишка получил отличную забаву, самую прекрасную и большую во Вселенной игрушку.
Но, в конце концов, Басс с ужасом заметил, что это ему это надоедает: созданный им в глубинах мертвой планеты мир населяли люди и человекообразные существа, а он не был человеком. Тогда, совершенно расстроившись, понимая, что сила Камня Судьбы подходит к концу, и ее никак не хватит на новое творение, Басс решил уединиться от всех и всего. Он вырастил гигантскую Священную гору, окружил ее идеально круглым морем неземного огня, и уснул на ее вершине, прижимая к груди Камень. А чтобы никто не потревожил вечного сна бога, Басс сотворил эльфов, - наделенных многими неведомыми силами существ, вроде него самого, - и поставил их между собой и своими народами надежным щитом, ибо что только эльфам он мог доверять.
Летопись четвертая
А мир людей, дворфов, демонов и монстров, названный Бассом «Невендааром», продолжал жить сам по себе, однако, лишенный внимания божества и единства божественной воли, вскоре раскололся в бурях междоусобных войн, разброда и шатания. Все воевали против всех и каждый народ заботился лишь о том, чтобы выжить. Дошло до того, что в Невендааре появились два новых народа, не предусмотренных Бассом! Это были орки-варвары и нежить: первые – одичавшие люди, не нашедшие себе место среди своих и вступавшие в противоестественные сношения с демонами, а потому выродившиеся в жестоких, свирепых и кровожадных чудовищ. Вторые – умершие, но не нашедшие покоя души грешников, вернувшиеся в мертвые тела по воле ослабленных до предела ментальных сил Камня Судьбы, и ставшие порождениями Мрака.
Со временем пять рас, не считая несущих службу вокруг священной горы эльфов, упорядочили личные и международные отношения, образовав пять государств: Хьюторн – империю людей, Мортис – королевство нежитии, Бэтрезэн – легионы про'клятых и, Виталор – кланы дворфов и гномов и Л’Хари – стойбища орков. Эльфы тоже не дремали, образовав своё государство Астэллар. С тех пор они все жили в состоянии того самого «худого мира», что лучше «доброй ссоры», но…
Но тысячу лет назад великому слепому пророку, называемому во всех легендах Мастером, открылось, что считавшийся мертвым Камень Судьбы все еще жив и полон сил. Тот, кто овладеет этим величайшим во Вселенной артефактом, станет всемогущим и покорит весь мир Невендаара! Очень скоро об этом узнали властелины пяти народов, и началась эпоха Великой Войны!..